Пражский клуб
Проблемы в сфере профессиональной этики адвокатов
Куратор проекта:
Александр Мелешко, АП Санкт-Петербурга
Рабочая группа:
Юрий Новолодский, вице-президент АП СПб, Заместитель председателя комиссии ФПА по ЗППА
Константин Ривкин, АП Москвы
Александр Гурьев, АП Липецкой области
Анастасия Саморукова, АП Московской области
Документы:
Рекомендации адвокатам относительно этических основ внутрикорпоративной критики
Рекомендации адвокатам относительно этических основ внутрикорпоративной критики

I. Общие положения

1.1. Под внутрикорпоративной критикой в целях настоящих рекомендаций понимаются отрицательные суждения о явлениях в жизни адвокатского сообщества со стороны членов этого сообщества.

1.2. Настоящие рекомендации подготовлены на основании законодательства Российской Федерации об адвокатской деятельности и адвокатуре, Кодекса профессиональной этики адвоката (далее по тексту – КПЭА), общепризнанных принципов и норм международного права, Общего кодекса правил для адвокатов стран Европейского сообщества.

1.3. Настоящие рекомендации основываются на необходимости сбалансированного применения следующих принципов.

1.1. Принцип свободного выражения мнений. Право на свободное формирование, выражение и распространение мнений полностью применимо к внутрикорпоративной критике, осуществляемой членами адвокатских сообществ. Указанное право является одним из основных неотчуждаемых прав человека, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права, и в силу этого распространяется на адвокатов. Возможность критических высказываний также проистекает из независимости адвокатской профессии. Продолжением практической реализации данного принципа является правило о том, что лица, занимающие должности в органах управления адвокатуры, могут быть в силу большей публичности их деятельности объектами более острой критики, чем адвокаты, не занимающие таких должностей.

1.2. Принцип этической приемлемости. Критика является одной из форм поведения адвоката, на которую распространяются требования закона и КПЭА. По этой причине критика должна быть совместимой с сохранением должного уровня профессиональной чести адвокатского сообщества и отдельных его членов, а также с осознанием нравственной ответственности адвокатуры перед обществом в деле поддержания законности и общественной нравственности. По форме и содержанию критика должна отвечать нравственным критериям и традициям адвокатуры, международным стандартам и правилам адвокатской профессии, в том числе, Кодексу профессиональной этики адвокатов, а при недостаточной определённости этих критериев – уровню общественной нравственности.

1.3. Принцип сохранения внутрикорпоративного доверия. Критика, исходящая от адвокатов, должна обеспечивать сохранение отношений доверия и сотрудничества в адвокатской среде, поддержание которых должно осуществляться во имя обеспечения общих интересов института адвокатуры. В соответствии с пунктом 5.1.1 Общего кодекса правил для адвокатов стран Европейского сообщества дух корпоративного единства адвокатов предполагает отношения доверия и сотрудничества, поддерживаемые адвокатами между собой и ради интересов клиентов, и ради избежания ненужных споров.

Читать полностью
Рекомендации для адвокатов, адвокатских образований и адвокатских палат «Этика и реклама»
Рекомендации для адвокатов, адвокатских образований и адвокатских палат «Этика и реклама»

Введение


1. Настоящие рекомендации разработаны в целях надлежащего разрешения адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами этических вопросов, связанных с рекламой юридической помощи.

2. В целях настоящих рекомендаций под рекламой адвокатской деятельности понимается реклама юридической помощи, осуществляемая адвокатами и адвокатскими образованиями или привлеченными ими третьими лицами.

3. Настоящие рекомендации разработаны на основе Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ (далее по тексту – Закон), Кодекса профессиональной этики адвокатов (далее по тексту – КПЭА), общепризнанных принципов и норм международного права, Общего кодекса правил для адвокатов стран Европейского сообщества.

4. Основным принципом рекламы юридической помощи является принцип этической приемлемости, подразумевающий, что предпринимаемые адвокатами и адвокатскими образованиями действия по рекламированию юридической помощи должны соответствовать КПЭА, способствовать сохранению чести и достоинства, присущих профессии адвоката, и учитывать фактор нравственной ответственности адвокатуры перед обществом.

5. Специальным принципом, положенным в основу настоящих рекомендаций, является принцип аналогии закона о рекламе. Необходимость применения данного принципа основывается на следующем. Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 №38-ФЗ (далее ФЗ «О рекламе») определено понятие: «Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке». Пунктом 2 статьи 3 установлено, что «объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама». Юридическая помощь, адвокат и адвокатские образования не в полной мере подпадают под понятие «объект рекламирования», а адвокатская деятельность не является предпринимательской. Вместе с тем, закрепленные в названном законе общие принципы добросовестного поведения участников гражданского оборота при привлечении внимания не могут игнорироваться адвокатами и адвокатскими образованиями, к которым, по смыслу КПЭА, предъявляются повышенные нравственные требования в силу специфики их профессии.

I. Общие рекомендации относительно рекламы юридической помощи

6. Адвокаты и адвокатские образования вправе свободно размещать рекламу юридической помощи.

7. Адвокат, являющийся членом коллективного адвокатского образования, вправе рекламировать себя лично как лицо, оказывающее юридическую помощь, независимо от своего адвокатского образования.

8. Адвокатам, являющихся членами коллективных адвокатских образований, следует учитывать, что уставом и партнерским договором могут быть предусмотрены процедуры согласования размещения рекламы или ограничения.

9. Адвокат, размещающий рекламу индивидуально, должен указывать в рекламном сообщении свои фамилию, имя, отчество (при наличии), членство в региональной палате и номер в реестре адвокатов субъекта РФ.

Читать полностью
Методические рекомендации «Этика делового общения адвокатов с судьями и сотрудниками аппаратов судов»
Методические рекомендации «Этика делового общения адвокатов с судьями и сотрудниками аппаратов судов»

Введение


1. Нормативные основы этики делового общения адвокатов с судьями и сотрудниками аппаратов судов.

2. Проблемные ситуации в деловом общении адвокатов с судьями и сотрудниками аппаратов судов в дисциплинарной и судебной практике.

3. Рекомендации адвокатам по предотвращению конфликтов в ходе делового общения с судьями и сотрудниками аппаратов судов, а также защите своих прав и интересов.

4. Литературные источники.



Введение

Вступая в служебные контакты с судьями и сотрудниками аппарата судов, адвокат должен осознавать, что его профессиональная деятельность и поведение ассоциируются со всем адвокатским сообществом и влияют на формирование доверия к другим его коллегам, а также в целом на оценку института адвокатуры со стороны судейского корпуса.

От эффективности делового общения адвоката с судьей, а также сотрудниками аппарата суда, выполняющими важные вспомогательные функции, в определенной степени зависит полнота соблюдения прав его доверителя. Причем обеспечение такой эффективности возможно только при исполнении предписаний этических норм и правил, являющихся условием любого бесконфликтного взаимодействия.

Для удобства анализа этических аспектов делового общения с судьями и сотрудниками аппарата судов, целесообразно различать три формы контактов адвоката с обозначенными лицами.

Первая – собственно процессуальная деятельность, прямо предусмотренная и урегулированная соответствующим законодательством.

Второй (вспомогательной) формой является деловое общение, хотя и не предусмотренное прямо кодифицированными нормами, но осуществляемое во исполнение требований процессуального закона, т.е. в ходе реализации прав, полномочий и обязанностей, возложенных на участников судопроизводства, включая адвокатов. Речь идет о таких вопросах как уведомление о вызываемых на следующие заседания свидетелях и экспертах; согласование порядка обращения внимания суда на обстоятельства, имеющие значение для дела; содержание и полнота оглашения сторонами письменных материалов дела; дополнительное ознакомление доверителя с вещественными доказательствами и отдельными документами из дела; согласование перерывов в судебном заседании, и т.п. Несмотря на свою обеспечительную роль, от результативности подобного общения часто зависит полнота и качество реализации процессуальных функций участников процесса.

Кроме того, важным является своевременное получение адвокатом у сотрудников аппарата судов таких процессуальных документов, как промежуточные судебные акты или протокол судебного заседания. Указанные отношения с сотрудниками аппарата суда нередко регулируются на уровне нормативно-методических документов, утверждаемых судебными органами.

Третьей формой выступает непроцессуальное общение, обусловленное текущей необходимостью решения организационных вопросов. Это может быть наведение справок о назначенных или отложенных судебных заседаниях, получение разрешений на свидание для родственников содержащихся под стражей доверителей, согласование графика последующих заседаний, и т.п.


Читать полностью
Рекомендации для адвокатов, адвокатских образований и адвокатских палат при выявлении фактов нарушения законодательства лицами, не являющимися адвокатами или адвокатскими образованиями, при размещении информации об оказании юридических услуг.
I. Общие положения

1. Целью настоящих рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению деятельности адвокатских палат по противодействию нарушениям законодательства лицами, не являющимися адвокатами или адвокатскими образованиями, при размещении информации (рекламы) об оказании юридических услуг.

2. Деятельность по предотвращению недобросовестного поведения должна носить системный характер.

3. Для эффективного мониторинга рекомендуется наделение региональной палатой отдельных лиц полномочиями по сбору и систематизации информации о распространяемых предложениях об оказании юридической помощи (юридических услуг).

4. Обращения адвокатов в региональную палату или к уполномоченным ей лицу(ам) о нарушениях законодательства о рекламе юридических услуг должно быть поводом к эффективному реагированию палатой.

5. Конституцией РФ (статья 48) гарантировано оказание квалифицированной юридической помощи. Государство в силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» (далее «профессиональный закон») должно содействовать функционированию адвокатуры. В связи с этим является целесообразным развитие сотрудничества адвокатских палат региона с региональными ведомствами в форме заключения и исполнения соглашений о взаимодействии, предусматривающими обмен информацией о фактах нарушений, описанных в настоящих рекомендациях.

6. Рекомендации не носят исчерпывающего характера и содержат минимальный набор действий по отдельным видам недобросовестного поведения.

Читать полностью
Пражские пункты
ПРЕАМБУЛА

«Пражские пункты» — набор практических рекомендаций адвокатам и журналистам по взаимодействию друг с другом. Они появились в результате совместной работы адвокатов и судебных журналистов на семинаре, организованном по инициативе «Пражского клуба» адвокатов 2-3 июня 2018 г.

Эти рекомендации не заменяют нормы законов Об адвокатуре и Средствах массовой информации, положения профессиональных этических и корпоративных правил, и не являются их развитием.

Тем не менее, каждый адвокат и каждый журналист, вступая во взаимодействие, могут, если считают необходимым и приемлемым, ссылаться на «Пражские пункты» как на авторитетный источник, составленный на основании многолетнего опыта коллег..

ПУНКТ I. Общие ценности

1.1.Добросовестно выполняя профессиональные обязанности, адвокат и журналист служат обществу в целом. Адвокат и его доверители во многих случаях заинтересованы в том, чтобы об их позиции по делу или о нарушении их прав стало известно широкой публике через СМИ. Журналисты в большинстве случаев заинтересованы, чтобы их аудитория получала информацию и комментарии от участников дела из первых рук. Поэтому, насколько это возможно и целесообразно в каждом конкретном случае, адвокатам и журналистам не следует уклоняться от профессиональных контактов между собой.

1.2.Вступая в общение по конкретному делу, журналист и адвокат осознают, что при освещении конкретного дела речь идет не только о предоставлении аудитории общественно-значимой информации, но и о судьбе конкретного человека — доверителя адвоката. Некорректно поданная информация может нанести ему существенный вред, который в дальнейшем будет сложно или невозможно исправить. При этом повышенная осторожность необходима в отношении тех, кто не может сам отстаивать свои интересы – несовершеннолетних, душевнобольных, а также лиц, находящихся под стражей и не имеющих иной связи с внешним миром, кроме адвоката.

Читать полностью - версия от 09.08.2018
Читать предыдущую версию (от 27.07.2018)
Мероприятия: